Deposit guarantee
Every deposit is guaranteed
In September 19th, 2002 the Deposit Assurance Fund of citizens in the banks of the Republic of Uzbekistan was created and its provision was approved. The aim of the Fund’s activities, likewise in many countries, is guaranteeing compensations of refunds of citizens’ deposits in the banks in case of revocation of the bank’s license to conduct banking operations.
All deposits of individuals in JSCB "Tenge Bank" are protected by the Deposit Assurance Fund of citizens in the banks of the Republic of Uzbekistan. This means that payments on deposits are guaranteed by the government.
According to the law of the Republic of Uzbekistan “On guarantees of protection of deposits of citizens in banks” providing compensation on deposits of citizens in JSCB "Tenge Bank" are guaranteed in complete volume.
Часто задаваемые вопросы
В соответствии с Законом «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» от 18 февраля 2025 года регулирует порядок и механизмы гарантирования вкладов физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в банках страны.
В соответствии с Законом объектами гарантирования не являются:
- вклады банков, небанковских кредитных организаций, лизинговые организации, страховых организаций, инвестиционных и паевых фондов, а также иных финансовых организаций, осуществляющих деятельность на основании соответствующей лицензии или разрешения уполномоченного органа Республики Узбекистан или иностранного государства или осуществляющих деятельность в порядке уведомления уполномоченных органов;
- вклады государственных организаций и предприятий, а также государственных органов Республики Узбекистан или иностранного государства;
- вклады связанных лиц с банком, за исключением вкладов членов правления и ключевого персонала банка, размер которых не превышает заработанную плату и приравненные, к ней платежи за последние 3 месяца;
- вклады в дочерних банках или филиалах банка, открытых за границей;
- денежные средства, накопленные на индивидуальных накопительных пенсионных счетах;
- денежные средства, полученные от деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии с Законом объектами гарантирования являются вклады физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, находящиеся в банках в национальной валюте Республики Узбекистан и иностранной валюте.
При определении объекта гарантирования вкладом считаются:
- остаток денежных средств, внесенных в банк в соответствии с договором банковского вклада или договором банковского счета, в том числе хранящиеся на отдельных счетах до выполнения соответствующих условий договора (услуга «эскроу»), а также удостоверенных сберегательным (депозитным) сертификатом.
- остаток процентов по договору банковского вклада или договору банковского счета, начисленных, но не выплаченных до наступления гарантийного случая, если их начисление предусмотрено данными договорами, а также остаток начисленных, но не выплаченных процентов, обусловленных в сберегательном (депозитном) сертификате.
- акции и иные инструменты, включенные в регуляторный капитал банка в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности;
- долговые ценные бумаги (обеспеченные и необеспеченные облигации, простые векселя), выпущенные банком;
- субординированные долговые обязательства банка;
- денежные средства, находящиеся на хранении в сейфах банка;
- право требования, возникающее по произвольным финансовым инструментам, включая фьючерсы, форвардные контракты, свопы и опционы, выпущенные банком;
- право требования, возникающее в связи с деятельностью банка по доверительному управлению имуществом.
Размер компенсации со стороны государства, выплачиваемый одному вкладчику в одном банке, составляет:
- полный объем остатка объекта гарантирования, если его размер составляет 200млн.сумов или менее;
- 200 млн.сумов, если остаток объекта гарантирования составляет более 200 млн.сумов.
В случае, когда вкладчик в одном банке имеет несколько объектов гарантирования, независимо от размера и валюты объектов гарантирования, общая сумма выплачиваемой компенсации по данным объектам не должна превышать размер, указанный выше.
При обращении вкладчиков для получения возмещения по своим вкладам банк-агент обязан выплатить указанное возмещение при предъявлении вкладчиком документов, подтверждающих наличие у него вклада (договор банковского вклада и(или) договор банковского счета) и документ удостоверяющих личность.
Компенсации выплачиваются наследникам и правопреемникам или уполномоченным ими представителям при предоставлении всех необходимых соответствующих документов, подтверждающих право наследования или правопреемства в соответствии с законодательством.
- Законодательной основой защиты вкладов является Закон Республики Узбекистан «О гарантиях защиты вкладов в банках», принятый Законодательной палатой 18.10.2024г. и одобренный Сенатом 24.01.2025г., который был подписан Президентом Республики Узбекистан 18.02.2025г.
- Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.11.2008 г. № УП-4057 «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий защиты вкладов граждан в коммерческих банках Республики Узбекистан».
- Система гарантирования вкладов является комплекс мер, направленных на государственную защиту прав и законных интересов вкладчиков посредством выплаты Агентством компенсаций вкладчиков при наступлении гарантийного случая.
- В системе гарантирования вкладов участвуют Агентство, банки и владельцы объектов гарантирования.
- Банк, в том числе микрофинансовый банк и промежуточный банк, созданный в соответствии с законодательством, становится участником системы гарантирования вкладов с момента выдачи лицензии.
- Участие банка в системе гарантирования вкладов прекращается в случае отзыва лицензии Центральном банком Республики Узбекистан.
Агентство в течении 2-х рабочих дней со дня получения от ликвидируемого банка реестра, сведений и соответствующей информации:
1) публикует в средствах массовой информации и на своем официальном веб-сайте информацию о наступлении гарантийного случая, которая содержит:
- сроки, место и способ выплаты компенсации;
- условия, которые должны быть выполнены вкладчиками до получения компенсации.
2) предоставляет вкладчикам возможность ознакомления с касающимися их сведениями в реестре, предоставленном Агентству для выплаты компенсации.
Агентство обязано обеспечить доступ к получению компенсации не менее трем четвертям вкладчиков ликвидируемого банка:
- в течении 20 рабочих дней с даты наступления гарантийного случая – начиная с 01.01.2025г.;
- в течении 15 рабочих дней с даты наступления гарантийного случая – начиная с 01.01.2026г.;
- в течении 7 рабочих дней с даты наступления гарантийного случая – начиная с 01.01.2027г.
Невыплаченные гарантированные вклады остаются в собственности соответствующих вкладчиков и могут быть истребованы у Агентства в любое время.
Агентством гарантируется выплата возмещений по вкладам в банках в случае отзыва Центральным банком Республики Узбекистан лицензии коммерческого банка на право проведения банковских операций.
Если на дату наступления гарантийного случая объект гарантирования внесен в залог в качестве обеспечения исполнения обязательства вкладчика перед ликвидируемым банком и его сумма достаточна только для исполнения данного обязательства, то объект гарантирования направляется в зачет обязательства.
Компенсация по гарантированному вкладу в иностранной валюте выплачивается в порядке и в установленных размерах в национальной валюте по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату наступления гарантийного случая (на день отзыва лицензии у банка).
Основаниями для приостановления Агентством выплаты компенсации являются:
- возникновение у Агентства или банк-агента подозрений в достоверности и (или) подлинности сведений в документах, представленных для получения компенсации;
- наличие несоответствия между требованиями вкладчика и сведениями, представленными ликвидатором;
- наличие ограничительных мер на объект гарантирования, в том числе наложения ареста или замораживание денежных средств, находящихся на счете, приостановление операций по счету;
- уведомление Агентства до выплаты компенсаций в случаях, когда объект гарантирования является предметом судебного спора.
Основаниями для отказа в выплате компенсации или требования возврата уже выплаченной компенсации являются:
- установление факта представления для выплаты компенсации подложных документов;
- наличие вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего, что денежные средства, внесенные во вклад, получены от деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
- На дату наступления гарантийного случая право требования вкладчиков, являющихся владельцами объектов гарантирования, к ликвидируемому банку переходят к Агентству в размере, равном сумме гарантированных вкладов, независимо от фактической выплаты компенсаций Агентством. Требования Агентства к ликвидируемому банку удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной законодательством.
- Переход права требования вкладчиков к Агентству не отменяет прав требования вкладчиков к ликвидируемому банку в части объекта гарантирования, превышающий размер гарантированного вклада.
- Частью объекта гарантирования, превышающую размер гарантированного вклада, вкладчики вправе требовать непосредственно от ликвидируемого банка.